Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Версия для слабовидящих Сведения об образовательной организации
Филиалы:
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Претворять справедливость истины
в справедливость человека

Общий отдел
+ 7 (495) 610 20 00
  manot needed textinnot needed text@lawnot needed textinst.not needed textru
Приемная комиссия
8 (800) 775 91 57
(звонок бесплатный)
prinot needed textemnot needed text@lawnot needed textinst.not needed textru

127427, Москва, ул. Кашенкин Луг, д. 4

Дискуссионная площадка: "Правовая культура и правовая идеология"
Дискуссионная площадка: "Правовая культура и правовая идеология"

Форумы МЮИ » Второй международный конгресс правоведов «Инновационное развитие правовой среды» » Дискуссионная площадка: "Правовая культура и правовая идеология"
Страницы: 1
Ответить
Дискуссионная площадка: "Правовая культура и правовая идеология"
 
Дискуссионная площадка: "Правовая культура и правовая идеология"
 
Уважаемые судари и сударыни! Предлагаю авторскую точку зрения о возможности реализации национальной идеи в России. Она не бесспорна, но имеет право на существование. Прошу на данной площадке ее обсудить и высказать свое суждение.
С уважением, соавтор
О. И. Чердаков


Григорьев Игорь Александрович
Чердаков Олег Иванович


О правовой идеологии и национальной идее в современной России
 
Приходько Ирина Михайловна.
Астраханский филиала МЮИ, кафедра теории и истории государства и права.
Действительно, государство в соответствии с 13 статьей Конституции РФ не может устанавливать какую-либо идеологию в качестве государственной или обязательной, то есть навязывать ее, обязывать граждан действовать только на основе официально закрепленных установок, оценивать поведение с точки зрения правильного и неправильного, контролировать его соответствие предложенным образцам. Но это вовсе не означает, что государство вообще деидеологизировано. В этом случае оно превратилось бы в сугубо бюрократический механизм, не имеющий под собой никакой основы.
Если рассматривать идеологию в широком смысле как систему идей, приоритетов, принципов и убеждений, то в основе любой власти лежат определенные установки. Воля государства проявляется через издаваемые им правовые нормы. Посмотрим, на каких идеях строится российское законодательство.
Когда в начале 90-х создавалось новое российское государство, в его основу были положены принципы и ценности так называемого западного общества или цивилизационные. Мы отказались от марксистско-ленинской идеологии, направленной на подчинение человека обществу и обратились к сформированной европейской философской мыслью и практикой идеологии либерализма.
Именно ценности либерального общества закреплены Конституцией РФ – это экономическая свобода (ст. 8), политический плюрализм и идеологическое многообразие (ст. 13), свобода светской жизни и независимость церкви (ст. 14), свобода духовной жизни и творчества (ст. 44), в политической сфере – федерализм (ст. 5, 11), разделение властей (ст. 10), гарантированность местного самоуправления (ст. 12), законность и подчинение праву всех участников правоотношений, включая государство (ст. 15).
Конституция не содержит понятия гражданского общества, но об этой неотъемлемой составляющей либерализма много говорят и пишут. Руководство страны на протяжении 20 лет не устает повторять тезис о необходимости развития институтов гражданского общества. В России действует целый пакет законов, направленных на регулирование деятельности альтернативных организаций – политических партий, общественных объединений, профсоюзов, национально-культурных автономий, религиозных объединений, местного самоуправления и т.д.
Законодательство предусматривает создание дополнительных негосударственных и смешанных структур, которые по мысли их организаторов, должны развивать институты гражданского общества – Общественные палаты, Уполномоченные по правам человека РФ и субъектов РФ, Уполномоченные по правам ребенка, избирательные комиссии, различного рода советы. Только при Президенте России действует около двух десятков советов − по развитию гражданского общества и правам человека, по модернизации экономики и инновационному развитию России, по развитию физической культуры и спорта, по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, по науке и образованию, по борьбе с коррупцией, по межнациональным отношениям, по модернизации экономики и инновационному развитию России, по делам казачества, по делам инвалидов, по развитию информационного общества и так далее.
За прошедшее с момента принятия Конституции РФ время разработан целый ряд федеральных программ развития государства и общества в области демографии, науки, образования, культуры, развития национальных отношений, экономики, экологии, противодействия коррупции и т.д.
Так что идеология, если и не в систематизированном виде, не выраженная в привычной россиянам формуле XIX века «Самодержавие, православие, народность» или века ХХ «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», существует и проводится государством через законодательство, деятельность органов власти, средства массовой информации.
 
Коваль Анатолий Васильевич! МЮИ Москва. зав. кафедры.
Уважаемые коллеги, думается в рамках нашей дискуссионной площадки будет уместным более детально исследовать не только проблемы "национальной идеи" (она безусловно имеет огромное значение, прежде всего для предопределения вектора развития всех институтов государства, в том числе и правовой системы), но и важнейших составных частей того, что собственно и называется "правовой идеологией" и "правовой культурой"
Исходя из одно из определений правовой идеологии гласит, что это "..... основной элемент правовой системы современного общества и включает в себя систему правовых идей, механизм интерпретации этих идей, а также систему государственных и общественных институтов - внедряющих положения правовой идеологии в правосознание»[1], следует включить в перечень обсуждаемых вопросов и поиск правовых идей гармонизации, совершенсования, адаптации к историческим реалиям не только правоприменения? но и нормотворчества.
Применительно к правовой культуре, как предмету дискуссии, надо учесть, что это особое социальное явление, отражающее степень восприятия личностью системы норм, регламентирующих его поведение в обществе и в отношении к институтам государства.
Правовая культура рассматривается как один из аспектов культуры, который имеет сложную структуру, включающую в себя правовые знания; правовое поведение и деятельность; правовые институты[2]. В этой связи предлагаю к обсуждению проблемы поиска некой базовой системы ценностей, которые предопределяют подчиненность правовых норм "высшей нравственной правде".

[1] Беседин, А. А. Автореферат дис. на соиск. ученой степени канд. юр. наук. «Правовая идеология как элемент правовой системы современного общества»

[2] Загородский, В. В. Автореферат дис. на соиск. ученой степени канд. юр. наук. « Правовая культура в контексте прав человека»
 
Ворончук Ирина Христиановна, аспирант, преподаватель кафедры ТГП. Краснознаменский филиал.

"В этой связи предлагаю к обсуждению проблемы поиска некой базовой системы ценностей, которые предопределяют подчиненность правовых норм "высшей нравственной правде".

Высшая нравственная правда - совесть. Совесть дает беспристрастную оценку добра и зла в разнообразных жизненных ситуациях и тем самым определяет, что для человека есть обязанность. Действовать по совести человек может только по внутреннему побуждению. Совесть есть нечто самое свободное, что существует в мире. Совесть недосягаема для внешней власти, она есть внутреннее, нравственное содержание человека. Как же соотносится нравственное содержание с правовыми нормами? Совесть дозволяет человеку удовлетворять свои потребности настолько, насколько это не противоречит ей же. Нравственность требует уважения к праву, но она же и ограничивает пользованием правом, обращаясь к совести она налагает на него обязанность воздерживаться от права противоречащего совести, она налагает на человека обязанности выходящие за рамки юридических обязательств - например помощь ближнему, а это не регулирует никакое право.
Изменено: Ирина Ворончук - 09.04.2013 19:03:27 (доработка)
 
Коваль Анатолий Васильевич. МЮИ зав. кафедрой «Экономика и управление».

Уважаемые коллеги! Прошу не считать мое предложение о «…проблеме поиска некой базовой системы ценностей, которые предопределяют подчиненность правовых норм "высшей нравственной правде» призывом к направлению дискуссии в категории «совести», «нравственности» и т.д.
Нам предстоит обсуждать не нравственное состояние общества (это удел социологов), а степень развития и состояния правовой культуры в обществе во всех ее слоях и в институтах: от нормотворчества и правоприменения, до принятия или отрицания нормативных актов и судебной практики «обывателем».
Почему права потребителя знает практически любой «среднестатистический» гражданин России и умело ими пользуется, а вот права избирателя, права налогоплательщика, права гражданина на получения сведений о состоянии и исполнении бюджета даже муниципального образования по месту проживания не знают даже многие юристы?
Это проблема правовой культуры, характерная для нашей правовой системы, или это такая правовая идеология политической элиты?
Великий русский философ В.С. Соловьев отмечал: «Прогресс государства — состоит в том, чтобы «как можно меньше стеснять внутренний нравственный мир человека и как можно вернее и шире обеспечивать внешние условия для достойного существования и совершенствования людей». Он также отмечал, что «...правовое принуждение не принуждает никого быть добродетельным. Его задача — препятствовать злому человеку стать злодеем (опасным для общества)».
Таким образом, общество не может жить исключительно только по нравственному закону. Для защиты всех интересов нужны юридические законы и государство. А вот какими им быть, и как их совершенствовать с позиции требований современных реалий, и давайте обменяемся мнениями!
 
О сути и содержании «Правовой среды», как объекте инновационного развития. Часть 1-я.
К.э.н., доц. Коваль Анатолий Васильевич. Зав. кафедры «Экономика и управление» НОУ ВПО «Международный юридический институт»
 
Как уже было упомянуто выше,
Цитата
государство в соответствии с 13 статьей Конституции РФ не может устанавливать какую-либо идеологию в качестве государственной или обязательной, то есть навязывать ее, обязывать граждан действовать только на основе официально закрепленных установок, оценивать поведение с точки зрения правильного и неправильного, контролировать его соответствие предложенным образцам.
Но государственные и муниципальные органы должны стимулировать граждан к развитию правовой культуры личности и интереса к изучению правовой идеологии. Это может быть реализовано посредством элективных курсов в образовательных учреждениях.
 
Уважаемая дискуссионная площадка. Я рад, что вопрос о идеологии Российского государства тревожит Вас. Дело в том, что в Конституции РФ нет прямого или косвенного запрета на идеологию государства Российского, а чтение норм ст.13 Конституции РФ в корне ошибочно не верно, и это обидно в отношении всего юридического сообщества. Если кто нибудь пожелает продискутировать данный вопрос, готов изложить юридическую формулу идеологию России. С уважением юрист-правовед Ларин Александр Михайлович
Страницы: 1
Ответить
Форма ответов
 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить

×
Заказать обратный звонок