Филиалы:
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Претворять справедливость истины
в справедливость человека
+ 7 (495) 610 20 00
+ 7 (495) 935 82 54
Приемная комиссия 8 (800) 775 91 57
(звонок бесплатный)
Адрес: г. Москва, ул. Кашенкин Луг, д. 4
институт (общий отдел): main@lawinst.ru
приёмная комиссия: priem@lawinst.ru
Мы в инстаграме Наша группа вконтакте
Приемная комиссия
Юридическая клиника (студенческая правовая консультация)
Международного юридического института (филиалов)


Юридическая клиника как обязательный компонент практической подготовки юриста

В российском законодательстве отсутствует толкование дефиниции «юридическая клиника». В тоже время, данный термин используется в ряде нормативных правовых актов. Так, в Федеральном законе «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» говорится о том, что юридические клиники наряду с негосударственными центрами входят в единую систему бесплатной юридической помощи.

Министерство образования и науки Российской Федерации в своем приказе от 28 ноября 2012 г. № 994 «Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи» регламентировало  порядок создания и деятельности юридических клиник на базе образовательных учреждений. Названный приказ позволяет использовать клиники как площадки для формирования у студентов профессиональных компетенций.

В «Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», утвержденных Президентом РФ 28 апреля 2011 г. № Пр-1168, указывается, что одной из мер государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения, юридического образования и подготовки юридических кадров является распространение положительного опыта образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров, по созданию и функционированию юридических клиник как формы оказания учащимися бесплатной квалифицированной юридической помощи населению.

В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.05.2010 г. № 464 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)» юридическая клиника определяется как место прохождения студентами учебной и производственной практик. Она является обязательным элементом основной образовательной программы подготовки бакалавров и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2010 г. № 1763 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр») термин «юридическая клиника» употребляется как:

1) инновационная технология обучения, развивающая навыки консультационной работы, принятия решений, межличностной коммуникации, лидерские и другие необходимые юристу личностные и профессиональные качества (п. 7.12.);

2) место прохождения студентами учебной и производственной практик, которые могут включать в себя научно-исследовательскую, педагогическую практики, юридическое консультирование (п. 7.15.).

Указанные нормативные правовые акты не обязывают вуз создавать юридические клиники, не регламентируют  требования к содержанию, форме и методам обучения студентов.

За последние годы в юридической литературе единого подхода к определению содержания категории «юридическая клиника» не сложилось. Существует несколько точек зрения отличающихся своей спецификой. Одни считают юридическую клинику структурным подразделением юридического вуза  (или самостоятельным юридическим лицом, образованным юридическим вузом), деятельность которого направлена на создание условий для приобретения студентами в процессе обучения необходимых умений и навыков практической работы юриста, формирования опыта самостоятельной работы по оказанию бесплатной юридической помощи, профессионально значимых личностных качеств, готовности к будущей профессиональной деятельности.

Другие представляют юридическую клинику как возможность погружения студентов в практическую деятельность в качестве юриста под руководством наставников – преподавателей.

Третьи считают юридическую клинику самостоятельной формой практического обучения, посредством которой студенты могут получать  новые знания, формировать умения, вырабатывать  навыки, необходимые им для дальнейшей профессиональной деятельности посредством использования различных интерактивных методик, и прежде всего, самостоятельной практической деятельности по оказанию бесплатной юридической помощи социально незащищенным слоям населения.

Для содействия развитию юридических клиник и юридическому клиническому образованию была создана АНО «Центр развития юридических клиник». Инициаторами явились известные в России специалисты в сфере юридического клинического образования А.Б. Гутников, И.Н. Лукьянова, Е.А. Абросимова, О.В. Протопопова и другие. Центр оказывает информационную поддержку, проводит ежегодно всероссийские конференции, региональные семинары во взаимодействии с юридическими вузами и социально-ориентированными некоммерческими организациями.

Перспективы деятельности юридических клиник

Правильно организованная юридическая клиника обеспечивает уникальные возможности для:

- улучшения качества юридического образования за счет усиления практикоориентированной составляющей в обучении, повышения квалификации преподавателей вуза за счет использования интерактивных технологий и соединения теории с практической работой;

- подготовки выпускников юридических вузов в соответствии с запросами работодателей и требованиями рынка труда;

- формирования нового поколения социально ориентированных юристов, воспитания студентов в духе уважения принципов верховенства закона, справедливости и человеческого достоинства;

- создания условий для профессиональной ориентации, социальной адаптации и специализации выпускников юридических вузов, развития их правосознания, понимания социального значения юриспруденции и роли юристов в обществе;

- формирования у студентов личностных качеств и приобретения практического опыта способствующего их интеграции в сферу  деятельности правоохранительных и правоприменительных органов;

- налаживания тесных связей с работодателями, учета запросов рынка к  качеству и содержанию подготовки выпускников юридических вузов, содействия их трудоустройству.



Храмова Ирина Сергеевна

Кандидат юридических наук,

Доцент.

Практикоориентированность высшего юридического образования через призму реализации деятельности юридической клиники

Applied of the higher legal education through a prism of realization of activity of legal clinic

В статье представлен анализ работы юридической клиники как механизма освоения студентами практических навыков юридической профессией.

The analysis of work of legal clinic is presented in article as mechanism of development by students of practical skills a legal profession.

Ключевые слова: высшее юридическое образование, юридическая клиника, студенты, юридическая помощь, юридическая консультация.

Keywords: the higher legal education, legal clinic, students, legal aid, legal consultation.

 

Практикоориентированность современного образовательного процесса является одним из важнейших критериев предоставления высшего юридического образования. Федеральный государственный образовательный стандарт отразил в своем содержании это обязательное направление обучающего процесса через призму необходимости восприятия «практикоориентированных» (профессиональных) компетенций, способ выражения которых реализуется через внедрение интерактивных форм обучения в образовательном процессе, занявших свое место в учебных планах.

Тем не менее, потребность получить на выходе продукт (выпускника), обладающего профессиональными навыками, способного применять на практике нормы права и ориентироваться в современном, динамичном правовом поле, остается неудовлетворенной. В реалиях современной действительности мы зачастую получаем выпускника, в лучшем случае, обладающего значительным теоретическим материалом, который на практике ему применить довольно затруднительно.

Таким образом, молодой специалист сталкивается с проблемой поиска рабочего места и, в условиях довольной жесткой конкуренции, зачастую, сходит с финишной прямой в пучину альтернативных видов заработка, мало относящихся к полученной специальности.

Но эта проблема далеко не однобока. Сложности ждут работодателя в ближайшем будущем, так как, получив готовый продукт сейчас (работника с опытом), отказываясь от выпускника, рынок в скором времени начнет испытывать дефицит квалифицированных работников юридической специальности.

По этой причине уже сейчас стоит решать вышеобозначенную проблему в процессе предоставления высшего юридического образования.

Обратившись к истории юридической науки и практики, становится очевидным, что проблема возникла не здесь и не сейчас. Об этом довольно много писал выдающий российский цивилист Г.Ф. Шершеневич, определяя значимую роль юридической клиники в решении проблемы практического освоения полученных юридических знаний. История развития термина «юридическая клиника» в России берет своё начало в середине XIX века[1]. В 1893 году в своем труде «Наука гражданского права в России» профессор Г. Ф. Шершеневич писал: «... прежняя рознь между теорией и практикою, под давлением времени, переходит в общение: теория начинает задаваться практическими целями, a потому и практика охотно обращается к ней с требованием советов и указаний. Мы видели, что в предшествовавшую эпоху Мейер отстаивал необходимость практического изучения права и указывал на совершенную бесполезность одного изучения теории. Эта идея Мейера твердо укрепилась в родном ему казанском университете и ни переход его в Петербург, ни смерть, не заставили его преемников бросить начатого им дела. В 1860 году юридический факультет представил на утверждение министерства народного просвещения проект учреждения юридической консультации или, по выражению Мейера, юридической клиники. Сущность проекта заключалась в том, чтобы дать возможность студентам при изучении догматики права ознакомляться с практическим применением законов. С этою целью профессора и приглашаемые для этого юристы-практики должны были в присутствии студентов давать советы всем обращающимся к ним за даровою консультациею»[2].

Теория юридических клиник в современном российском образовательном праве приобретает особую роль (помимо необходимости соответствия требований образовательному стандарту). Данная форма, о необходимости внедрения которой в образовательный процесс говорил Г.Ф. Шрешеневич, предоставляет студентам юридических ВУЗов не просто быть сторонними наблюдателями юридического процесса, но самостоятельно проявлять различные виды инициатив, то есть продолжать практическое образование в рамках общего юридического в то же время, что не маловажно.

По практике организации деятельности юридической клиники Астраханского филиала Международного юридического института, можно сказать, что приходя в клинику, студенты начинают проявлять самостоятельность, активность уже со второго – третьего посещения. Реальные дела и интерес к ним побуждают студента не просто к изучению нормативно-правового материала рассматриваемого казуса (благо, что существование современных технологий позволяет мгновенно найти подходящий документ в действующей редакции), но и формируют навыки по составлению процессуальных документов, ознакомлению с ранее существовавшими формами правоустанавливающих и иных документов.

Этот интерес «думающих» студентов, коих в стенах Астраханского филиала, к счастью, множество, заражает других обучающихся и позволяет привлечь к деятельности значительное количество наших будущих коллег.

При этом, результаты деятельности в клинике зачастую ложатся в основу научных исследований и изысканий студентов при участии их в различных конкурсах, конференциях и круглых столах. Таким образом, мы пытаемся достигнуть, цели, выраженной в следующей цитате Г.Ф. Шершеневича: «Только при условии, что наука гражданского права примется, наконец, за историческую и догматическую разработку русского законодательства, а практика освободится от цепей, наложенных на нее кассационными решениями, и обратится к научной помощи, – только тогда можно ожидать устранения той розни между теоретической и практической юриспруденцией, которая составляет в высшей степени печальное явление современной русской правовой жизни»[2].

С сожалением стоит отметить, что и в настоящее время ни наука, ни практика не лишена вышеуказанной проблемы до сих пор. Довольно остро стоит проблема с помощью узких специалистов. Так практика работы юридической клиники показывает, что основные группы направлений, нуждающихся в предоставлении консультаций можно представить следующими категориями:

- сфера права социального обеспечения;

- трудовые правоотношения;

- вопросы семейного права;

- наследственно-правовые отношения.

Осуществляя постоянную деятельность в библиотеке «слепых» г. Астрахани, и имея там наибольшее количество желающих получить консультации, студенты сталкиваются с узкоспециальными проблемами права социального обеспечения. Это и вопросы оформления льгот инвалидам по зрению, расчет причитающихся денежных компенсаций, способ их взыскания. Подобные группы нуждающихся в помощи лиц вызывают наибольшие затруднения, так как требуют консультации специалистов. По этой причине, целесообразным представляется участие представителей Министерства социального развития и труда в рассматриваемом процессе. Это участие не обязательно должно быть выражено с присутственной форме, хотя в идеале предоставление возможности лично побеседовать со специалистом хотя бы один раз в месяц могло бы дать потрясающие результаты как для клиентов клиники, так и студентов.

В современных условиях, возможным было бы, к примеру, устраивать семинары-консультации работниками указанных органов, где студенты, обобщая имеющийся в клинике материал, могли бы получить информацию и донести ее до граждан.

Стоит отметить, что в настоящее время довольно много в направлении организации работы юридической клиники делается со стороны Астраханского регионального отделения «Ассоциации юристов России», которым организуются Дни бесплатной юридической помощи. Интерес организации к работе юридической клиники возбуждает аналогичный, хотя пока еще и только информационный интерес со стороны общественности и соответствующих структур. Именно эти обстоятельства позволяют надеяться на те необходимые перспективы развития деятельности юридической клиники, о которых говорилось выше.

Резюмируя сказанное, хотелось бы отметить, что со стороны образовательного учреждения в настоящее время принимается максимальное количество усилий к тому, чтобы студент получил практические навыки в процессе обучения, в особенности через возможность работы в юридических клиниках. Однако, подобная внутривузовская структура нуждается в поддержке узких специалистов, способных не только и не просто научить студента практике правоприменения, но и реально помочь нуждающимся в предоставлении юридической помощи лицам.

Динамика развития интереса к юридическим клиникам позволяет говорить о том, что возможность реализации заявленных перспектив может осуществиться в ближайшем будущем, и в этом случае нам придется ставить уже новые цели, достижение которых будет считаться возможным, и это будет уже следующая ступень развития практикоориентированности высшего юридического образования.

Литература

1. История клинического образования // Электронный ресурс [режим доступа: свободный]:  http://lawclinic.msal.ru/about/history

2. Шершеневич Г.Ф. Наука гражданского права в России // Электронный ресурс [режим доступа: свободный]: ttp://lawclinic.msal.ru/about/history

Заказать обратный звонок
×
Заказать обратный звонок