Интерактивные методы обучения Деловая игра «Час суда»
19 апреля 2012 года студенты 4 курса СФ МЮИ провели деловую игру «Час суда» по дисциплине гражданское процессуальное право для студентов 3 курса СФ МЮИ.
Главной и основной целью проведение деловой игры является повышение уровня профессиональной подготовки студентов с помощью изучения гражданской процессуальной теории в сочетании с действующим гражданским процессуальным законом.
С одной стороны, деловая игра развивает живой интерес у студентов к глубо¬кому изучению теории не только гражданского процессуально¬го, но и материального (гражданского, семейного, трудового и т.д.) права, дает возможность показать студентам практичес¬кую значимость теории отрасли права, позволяет на личном опыте убедиться в том, как трудно без прочных теоретических знаний решать конкретные правовые вопросы, быстро ориентироваться в сложных ситуациях, возникающих при рассмотре¬нии и разрешении гражданского дела.
С другой стороны, дело¬вая игра проводится в приближенных к практике условиях и обстановке. Поскольку участниками игр являются сами студен¬ты, то здесь для них открывается возможность не только по¬лучить наглядные представления о работе судьи, прокурора, представителя (с работой этих участников процесса можно озна¬комиться и на студенческой практике), но и впервые прове¬рить себя в «деле», приобрести первые навыки по будущей спе-циальности.
Подготовка и проведение деловой игры осуществлялась самими студентами под контролем преподавателя.
Деловая игра условно была разбита на три этапа:
1) подготовка игры; 2) проведение деловой игры; 3) подведение итогов работы студентов.
В подготовительный период студенты 3 курса посетили Ленинский районный суд, на практике ознакомились с его работой по рассмотрению и разрешению гражданских дел. После чего составили «отчет» о посещении судебного заседания и сравнили все «процессуальные» действия, совершаемые судьей при рассмотрении и разрешении дела, с нормами ГПК РФ. На практическом заня¬тии были обсуждены итоги посещений.
При подготовке деловой игры студенты 4 курса подобрали фабулу гражданского дела. Подбор фабулы должен осуществляться преподавателем совместно с са¬мими студентами. Их предложения непременно учитывались.
Второй этап игры — основной. Он полностью отведен для рассмотрения и разрешения дела. Разбирательство проводилось в специально оборудованном зале судебного заседа¬ния, оснащенном видеозаписью. Наличие видеозаписи дис¬циплинирует студентов, дает возможность в любой момент, ос¬тановив игру, воспроизвести и обсудить с ними нужный фраг¬мент деловой игры, позволяет участникам процесса увидеть себя «в деле» и лучше понять допущенные ошибки.
При подведении итогов обсуждается работа каждого студента, отмечаются как положительные моменты, так и недостатки его работы в деловой игре. Работа «суда» и других участников процесса оценивается не только с точки зрения со-блюдения (несоблюдения) ими процессуальных норм, но и с точки зрения соблюдения норм судебной, адвокатской этики.
В заключение оценку работы студентов в целом дает препо¬даватель.
Деловая игра — это одна из интерактивных форм обучения, которая позволяет соединить воедино теоретическую и практическую подго¬товку студентов.
В.В. Сенкевич,
к.ю.н., председатель ПМК ГПД кафедры ОПиСПД