Круглый стол «Проблемы эффективности правореализации в сфере социально значимых услуг (на примере Смоленской области)»
13 марта 2019 года в Смоленском филиале Международного юридического института прошел круглый стол «Проблемы эффективности правореализации в сфере социально значимых услуг (на примере Смоленской области)». Организатором данного мероприятия для студентов выступила Сирик Н.В., к.ю.н., доцент, зав. кафедрой гражданского права и процесса Смоленского филиала. Мероприятие было проведено в рамках реализации плана научно-исследовательской деятельности Смоленского филиала Международного юридического института.
Цель круглого стола - исследовать правовое регулирование и правоприменительную практику предоставления государственных услуг и социально-значимых услуг гражданско-правового характера в Смоленской области, выработать рекомендации, связанные с созданием эффективной системы защиты прав потребителей услуг в Смоленской области
Актуальность темы заключается в том, что законодательство, регламентирующее порядок оказания услуг, в том числе и таких социальнозначимых, как образовательные, медицинские, туриcтские содержит проблемы и противоречия. Анализ правоприменительной практики деятельности Роспотребнадзора и судов Смоленской области показал, что количество заявлений граждан в административные и судебные органы, связанные с некачественным оказанием образовательных, медицинских, туристических услуг с каждым годом все увеличивается.
Начиная с 2001 года в ВРП Смоленской области постоянно увеличивается доля услуг, что соответствует общероссийским тенденциям. В дальнейшем следует ожидать увеличения доли услуг в ВРП региона, так как географическое расположение и отсутствие значимых природных запасов, а также постоянный рост уровня жизни населения приведет к тому, что в области будут развиваться отрасли связанные со сферой услуг.
На круглом столе были рассмотрены проблемы правового регулирования туристских услуг, информационных услуг, медицинских услуг, образовательных услуг в РФ и выработаны рекомендаций по совершенствованию законодательства в этой сфере.
Должное внимание было уделено исследованию административно-правового регулирования порядка предоставления государственных услуг и разработке предложений по совершенствованию законодательства в этой сфере.
В заключении круглого стола были определены ключевые проблемы развития сферы услуг
* Отсутствие легального определения услуги как объекта гражданских прав, ее отграничения от работ.
* Отсутствие единого доктринального понятие "услуги".
* Отсутствие легального определения услуги, не может не сказаться на правовом регулировании отдельных видов услуг. Законодательного закрепления требует определение туристских услуг, медицинских услуг и т.д.
* Определение существенных условий договоров оказания услуг. Если ГК РФ, в качестве существенных условий договора возмездного оказания услуг называет лишь одно условие - предмет, то многочисленные законодательные акты, например Закон «Об основах туристской деятельности» содержит уже 12 условий, которые по своей правовой природе к существенным отнести сложно. Аналогичная ситуация существует и при оказании медицинских услуг.
* Отсутствие четкой нормативной регламентации оказания услуг в частной и публичной сферах деятельности приводят к огромным злоупотреблениям, так формируется негативное отношение людей к власти в целом









